Закаливание

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды — воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания — постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существует несколько обязательных правил, которые надо соблюдать при закаливании ребенка, чтобы получить желаемый эффект.

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя провести как бы впрок. Если закаливающие процедуры прекращаются (обычно в холодный период года), то образовавшиеся в организме условные связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их. Например, душ или общее обливание, которые проводились летом, зимой можно заменить обливанием ног.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодовые факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре. Необходимо также учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Если, например, ребенок легковозбудим, ему нужны более мягкие процедуры (влажные обтирания, обливания ног). Наоборот, детям вялым, пассивным следует проводить бодрящие, возбуждающие процедуры (холодные обливания, душ). Более осторожно проводится закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Какова же методика проведения различных закаливающих процедур?

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1 °С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5—8 мин.

Дети первого года жизни получают воздушные ванны во время смены белья (длительность пребывания ребенка в обнаженном виде постепенно увеличивается), а также массажа и гимнастики. В более старшем возрасте ребенок может принимать общую воздушную ванну, когда одевается после ночного и дневного сна, занимается физкультурой (в одним трусиках и босиком).

Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1—2 °С через 2—3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха (22—23 °С для детей до 1 года, 21—22 °С для более старших). Конечная температура воздуха для детей до 1 года доводится до 18—20 °С, старше года — до 16—18 °С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появление «гусиной кожи»). В этом случае воздушную ванну надо прекратить и ребенка сразу одеть. Следует отметить, что у детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.

Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий (местных), которые после довольно короткого периода (1—2 нед в зависимости от реакции ребенка) заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.

К местным процедурам относится обливание ног водой все более низкой температуры. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Температура воды с 28 °С снижается через день на 2 °С и доводится до 17—18 °С.

Для детей первого года жизни местными закаливающими процедурами являются умывание и подмывание (начальная температура воды 28 °С, конечная 20—22 °С). Ребенку старше года во время умывания моют лицо, шею, руки до локтя (начальная температура воды 26 °С, конечная 17—18 °С).

К местным водным процедурам относятся также местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой (малышу предлагают искупать куклу, постирать белье, вымыть посуду и т. п.). Начальная температура воды равняется 28 °С и постепенно снижается до комнатной температуры (20—22 °С). Ножные местные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой (33—35 °С летом и 35—36 °С зимой), затем все более холодной (снижают температуру через 4—5 дней на 1 °С и доводят до 22—24 °С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Следите за тем, чтобы перед началом проведения этой и других процедур ноги малыша были теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому и обливание ног, и ножные ванны рекомендуется проводить ребенку после ночного или дневного сна.

К общим водным процедурам, которые являются наиболее сильными закаливающими средствами, относятся: влажное обтирание, общее обливание, душ, а также купание в открытом водоеме.

Влажное обтирание производится варежкой из мягкой ткани (фланель, трикотаж), смоченной водой соответствующей температуры (начальная 35 °С, конечная 30 °С). Сначала ребенку обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину. Руки и ноги обтирают, слегка массируя кожу от пальцев по направлению к туловищу. Это способствует устранению застоя крови в венах и капиллярах. После влажного обтирания надо сразу же растереть кожу ребенка сухим мягким полотенцем. Начинать эту процедуру можно уже с 2—3-месячного возраста малыша. Но в этом случае предварительно следует в течение 1—2 нед делать сухие обтирания кожи ребенка мягкой фланелью до появления легкой красноты.

Общее обливание знакомо ребенку практически с первых дней жизни, так как им заканчивается каждая гигиеническая ванна. С 9-месячного возраста обливание можно проводить в качестве самостоятельной процедуры с постепенным снижением температуры воды. Ребенка обливают из кувшина, ковша или лейки, смачивая плечи, грудь и спину с расстояния 6—8 см. Длительность процедуры начинается с 10 с, затем может быть доведена до 20—30 с. После обливания малыша надо сразу же растереть сухим мягким полотенцем.

Детям до 1 года (9 мес) обливание после гигиенической ванны проводится водой, температура которой на 2 °С ниже, чем в ванне (35—34 °С). Для более старших детей начальная температура воды 35 °С летом и 36—37 °С зимой, конечная соответственно 25 и 28 °С. Летом длительность обливания можно увеличить до 1 —1,5 мин.

Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Душ рекомендуется детям только с 1,5 лет. Особенно полезен он вялым, заторможенным детям. Если ребенок легковозбудим, то эту процедуру лучше заменить обливанием или обтиранием. Температура воды при закаливании душем должна быть такой же, как и при общих обливаниях. После душа ребенка также надо хорошо растереть сухим мягким полотенцем.

Купание в открытом водоеме — наиболее сильно действующее закаливающее средство, так как при этом на поверхность тела ребенка одновременно воздействуют три природных закаливающих фактора — воздух, большая масса воды и солнечная радиация. Как правило, купание, в открытом водоеме рекомендуется детям старше 2 лет не более 1 раза в день. Купание в условиях средней полосы РФ следует начинать при температуре воздуха 25—26 °С и температуре воды 23 °С, при безветренной погоде. Наилучшее время купания — от 10.00 до 12.00 через 1 —1,5 ч после еды. Длительность купания составляет от нескольких секунд (кратковременные погружения) до 2—3 мин.

Следите, чтобы ребенок не входил в воду разгоряченным или с охлажденным телом. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) купание надо прекратить.

После купания ребенка досуха вытирают, быстро одевают и отводят в тень.

Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Сначала воздействие солнцем осуществляется в виде световоздушных ванн (в «кружевной» тени), затем можно переходить к местным солнечным ваннам (оголяют руки и ноги), а позднее — к общим солнечным ваннам (ребенок находится под прямыми солнечными лучами в трусах и майке или только в трусах). Продолжительность солнечных ванн — от 2—3 до 10 мин одномоментно. При этом ребенка вовсе не следует заставлять лежать на солнце. Пусть он занимается своими делами, играет. В течение дня общее время, проведенное ребенком под солнечными лучами, может составить 40—50 мин.

Детям первого года жизни рекомендуются только световоздуш-ные ванны, начиная с  3-месячного возраста (спокойная игра в светотени). Дети от 1 года до 3 лет могут играть под прямыми солнечными лучами, но периодически их надо уводить в тень.

Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания. Голова ребенка всегда должна быть закрыта легкой светлой шапочкой (панамкой). Во время прогулки в жаркое время ребенка надо напоить кипяченой водой или отваром шиповника. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, потливость, одышка) малыша надо немедленно увести в тень, умыть прохладной водой, напоить, предложить спокойную игру в защищенном от солнечных лучей месте.

Примерная схема закаливания ребенка от 1 месяца до 3 лет приведена в последующих статьях.

В последние годы все более широкое применение находит такой метод закаливания детей первых лет жизни, как оздоровительное плавание. Во многих детских поликлиниках организуются группы по обучению плаванию детей, начиная с первых месяцев жизни. В этих группах специально обученные медицинские сестры проводят с детьми занятия по плаванию, сочетая их с массажем и гимнастикой. Там же родители могут получить необходимые сведения по методике проведения оздоровительного плавания и проводить занятия в домашних условиях. Как показывает опыт, дети, занимающиеся оздоровительным плаванием, хорошо развиваются, растут крепкими, реже болеют, а в случае возникновения заболевания переносят его сравнительно легко.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:05