Мораль и сексуальная функция человека

В чем повинен перед людьми половой акт — столь естественный, столь насущный и столь оправданный, что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют затрагивать эту тему в серьезной благопристойной беседе?

М. М о н т е н ь

В приведенных выше словах Монтеня затронута сложная проблема нравственного отношения людей к интимной стороне своей жизни: с одной стороны, нравственный человек в отличие, например, от животного, стыдится многих сторон деятельности, связанных с удовлетворением естественного полового инстинкта, а с другой — протестует против недооценки роли сексуальных отношений в жизни общества, против недостатка внимания к их изучению. Для Монтеня важнее была вторая сторона этого противоречия — он стремился защитить природу человека от ханжества феодальной морали, лицемерных призывов к аскетизму и т. д. Для нас сейчас актуальны оба момента — вопиющее невежество в вопросах секса и бегство от этих вопросов со стороны педагогов, этиков сопровождается невиданным прежде ростом половой распущенности.

До сих пор, к сожалению, со словом «секс» у нас связывается что-то неприличное, аморальное.

С тем же пренебрежением к сексуальной сфере часто сталкивается врач-сексопатолог, когда, например, жена отказывается идти на прием к врачу, считая себя совершенно не причастной к сексуальному расстройству мужа. На деле же партнер зачастую нуждается в лечении больше, чем тот, кто решил обратиться за помощью: на последнем отражается нарушение гармонии, и он сильнее страдает от этого. Процесс лечения затягивается; а то и вообще идет не в том направлении, если в диагностике отсутствует «партнерство». Необходима явка супружеской пары независимо от того, кто из них и в какой мере ответствен за появление сексуального расстройства. Если супруги приходят вместе, значит, они любят друг друга и хотят сохранить семейный союз.

О полном отсутствии необходимой информации о половой жизни у мужа пациентки и его нежелании получить элементарные сведения в этой области говорит следующий пример. На прием к врачу-сексопатологу пришла женщина 37 лет с жалобами на появление отвращения к мужу и к интимной близости. Никогда при половом акте оргазм не испытывала. Имеет двух детей, замужем 15 лет. В настоящее время семья находится под угрозой распада. Муж стал- часто выпивать, половой жизнью живут очень редко, продолжительность полового акта сократилась до нескольких секунд, в результате появились неприятные ощущения внизу живота, стала раздражительна, вспыльчива, ухудшился сон.

Из беседы с пациенткой выяснилось, что муж никогда не подготавливал ее к интимной близости, не интересовался ее желанием, даже когда она пыталась указать на чувствительные участки (эрогенные зоны) или изменить позу па более благоприятную для нее. Он избегал этого, не считался с желаниями жены. Совершив свое дело, отворачивался и сразу засыпал. Во время семейного разговора супруга высказала мужу упрек, что половая жизнь ей стала в тягость и необходимо вместе обратиться к врачу. Он категорически отказался от консультации специалиста, ссылаясь на то, что у него все в норме, рекомендовал ей лечить нервную систему у невропатолога, а заодно обвинил ее в аморальном поведении, так как всякую попытку жены изменить протекание полового акта считал аморальной.

Каждый человек рождается в определенной социальной среде. Его поведение в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни — в труде, быту, семейных, личных, межнациональных и других отношениях — регулируется моралью. Принципы морали поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни и формы общения. Другими словами, назначение морали — оберегать основы существования и развития человеческого общества. Но ведь сексуальность является такой же врожденной потребностью и функцией человеческого организма, как и процессы дыхания, пищеварения и т. п. Сфера эротики и секса составляет неотъемлемую часть. личности, необходимую и полезную, как и все остальные. Это, наряду с материальным производством и географической средой, основа основ существования человеческого рода. Поэтому сам по себе половой акт нельзя относить к чему-то постыдному и безнравственному.

Моральной оценке подлежат не сами по себе зрение, мышление, движения рук, ног, функции различных органов тела (в том числе и половая функция), а то намерение, ради которого совершается действие, так же как и его конкретные следствия. Моральным считается;, действие, соответствующее потребностям человека, доставляющее людям радость, удовольствие и не причиняющее им никакого вреда или ущерба. Аморальным является любое действие, унижающее человеческое достоинство, приносящее физическое страдание или материальный ущерб, представляющее акт насилия и жестокости.

Эти принципы распространяются на все виды деятельности, в том числе и на сексуальную. Нельзя отождествлять сексуальное желание и поведение как таковые с морально неприличным, с греховностью, развратом. «Неприличное» при желании можно узреть и в Венере Милосской или на снимках в журналах по фотографии. Отношение к сексу как к чему-то непристойному как раз. и заставляет некоторых считать любое изображение обнаженного тела безнравственным. Между тем, психологами давно отмечено, что на человека может возбуждающе действовать многое: манера смотреть или улыбаться, движения рук, походка, тембр голоса, запах и др. Можно возбудить ненужные ассоциации, будучи одетым, тогда как обнаженность может быть целомудренной. В американской рекламе часто на зрителей смотрит слегка прищуренным взглядом миловидная девушка с томной, немного рассеянной улыбкой. Кончик языка как бы случайно скользит по пухлой и чувственной губе. Она, одета и рекламирует верхнюю одежду, но с помощью своей сексуальной привлекательности.

К сожалению, не всегда правильно воспринимается и такое понятие, как эротика.

Эрос, или Эрот, согласно мифологии бог любви, сын Афродиты — символ устремления друг к другу разделенных частей вселенной. Все на небе и на земле происходит при его вмешательстве и активном участии. В Греции существовал культ бога любви, и мужественные воины-спартанцы перед битвой приносили ему жертвы.

Эротика — внутреннее переживание, связанное с сексуальностью. Эротические сны, мечты, фантазии являются неотъемлемой частью половой жизни человека. Очень многие воспринимают эротику как нечто низменное, животное, а ведь она присуща только человеку. Эротика позволяет людям в сознании испытать переживания, не всегда доступные им физически. Эротические фантазии и мечты не только замещают и восполняют то, чего не хватает человеку в реальной жизни, но и становятся частью этой реальности.

Великие художники, скульпторы, писатели разбивают цензурные запреты и предрассудки, воспевая одухотворенную красоту обнаженного человеческого тела. Вспомним хотя бы произведения французского скульптора Родена: «Адам», «Ева», «Поцелуй» и другие.

В нашей стране в последние годы организуются выставки эротического искусства, эротические театры, конкурсы красоты, что вызывает неоднозначную реакцию. Многие опасаются в связи с этим роста сексуальной распущенности среди молодежи. Эти опасения небеспочвенны, потому что эстетический уровень эротических мероприятий не всегда достаточно высок, и если они к тому же накладываются на низкий нравственный потенциал зрителей, то пошлости избежать в таком случае не удается.

Думается, что беспокоиться здесь нужно в первую очередь о повышении общей культуры молодых людей, в том числе и во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Пожалуй, ни в одной области человеческой жизнедеятельности нет стольких излишних запретов, как в сексуальной. Люди крайне подозрительны не только к свободному выбору и смене партнера, но и к выбору способа поведения одной пары. Большинство запретов с моральной точки зрения давно уже стали совершенно неоправданными, однако продолжают сохраняться. Часто требуются большие усилия, чтобы сломить старые традиции и создать новый нравственный облик человека, гармонирующий с изменившимися условиями жизни. Интересно, что сами медики иногда пытаются «втиснуть» сексуальную жизнь в узкие и жесткие нормы и рамки, совершенно игнорируя индивидуальные различия. Во многих семьях выбор между устаревшей моральной нормой и сексуальным здоровьем до сих пор совершается в ущерб семье или одному из супругов.

Наблюдаемую в последнее время тенденцию к либерализации сексуальных отношений также нельзя оценивать однозначно. А. В. Гулыга и И. С. Андреева, например, пишут, что «Сексуальная революция не только деструктивна. Есть в ней определенная позитивная сторона, не замечать которую было бы недопустимой близорукостью или лицемерием. Прогресс в условиях капитализма всегда оплачивается дорогой ценой, по потери не следует путать с приобретениями. К числу приобретений относится все более ощутимое вторжение в сферу половых отношений науки, просвещения, воспитания».

И все же без запретов не обойтись. Даже если не принимать во внимание главного следствия — рождения полноценного ребенка, половой акт как взаимное наслаждение и удовольствие в любом обществе имеет границы приличного и неприличного. Беда только в том, что границы эти превратно понимаются. Моральное невежество осуждает как раз то, что способствует большей гуманизации отношений между людьми, освобождению их от необоснованных страданий и предрассудков и, наоборот, примитивностью своих суждений и оценок культивирует самые грубые, лишенные одухотворенности и благородства формы сексуальной близости. Одна из задач данной статьи — помочь избавиться от этого невежества.

Обновлено: 2019-07-09 22:55:31