От двенадцати до пятнадцати месяцев: большие шаги

Готовьтесь. Шоу с хождением вот-вот начнется. Но хотя к пятнадцати месяцам большинство детей может пройти пятнадцать метров, некоторые еще только начинают делать первые шаги. Одни дети ходят везде, а другие пройдут половину комнаты и снова опускаются на четвереньки, особенно если торопятся к игрушке или стремительно преследуют кошку. Любой вариант «нормален» для этого возраста.

Ребенок ходит увереннее и дольше

Первые попытки ребенка ходить метко сравнивают с походкой «пьяного матроса». Ребенок покачивается и шатается, идет зигзагом и теря-


Теперь ребенок может перейти из сидячего положения в стоячее через положение на корточках.

ет равновесие, переваливается, как утка, падает, а потом ползет и снова поднимается, чтобы повторить все сначала. Смотрите, как ребенок держит свои руки, ноги и туловище, чтобы удержать равновесие, и как он пытается идти по прямой линии. Когда малыш ковыляет по комнате, обратите внимание на то, что он держит свое туловище слегка наклоненным вперед, выбрасывает вперед руки и идет вперевалку с широко расставленными ногами. Когда ребенок попрактикуется в этих первых шагах месяц-другой, он перейдет от топанья на широко расставленных ногах с негнущимися коленями к более ритмичной походке со сгибанием коленей и перекатыванием с пятки на носок на более близко поставленных ногах и со временем будет хорошо маршировать.

Маневр «встану и пойду». Два

главных маневра помогают ребенку в этом возрасте быстрее возвращаться в стоячее положение. Раньше, когда ребенок хотел перейти от ползания к ходьбе, ему нужно было сначала встать, подтянувшись вверх по мебели или по стене. Теперь ребенок может просто встать с четверенек, безо всякого подтягивания. Понаблюдайте, как ваш ребенок садится на корточки из положения на четвереньках, после чего встает и идет. Малыш сидит со своими игрушками, а потом вдруг решает прогуляться по дому. Сначала он принимает положение медведя (на ладонях и подошвах стоп). Затем, используя свои стопы как точку опоры, ребенок переносит вес своей попки назад и поднимает туловище, приходя в положение на корточках. Затем он выпрямляет свое туловище, занимая стоячее положение, и устремляется в путь. Поначалу этот маневр производится резко, но постепенно приобретает плавность. Это основной двигательный навык, который переводит ребенка из сидячего положения в стоячее на протяжении большей части второго года жизни и который малыш использует для возвращения в стоячее положение после падения.

Развлекательные трюки. Когда ребенок научился ловко ходить вперед, назад и кругами, он начинает использовать свое умение ходить, чтобы развлекать восторженную публику. На его лице появляется хитрый вид, и он начинает свои проделки. Любимая игра — в вертолет, когда ребенок вычерчивает круги с вытянутыми в стороны руками и в конце концов падает, потому что у него закружилась голова. Еще одна любимая игра — выглядывать из-под своих ног. Встав на четвереньки, как медведь, ребенок открывает для себя, что может смотреть между своими широко расставленными ногами и видеть мир в перевернутом виде. Он на некоторое время задерживается в этом положении, словно говоря: «Гм, а здесь все по-другому», после чего поднимается и идет вперед.

Ходьба и игра

Как и со всеми навыками, совершенство вызывает восторг. Ребенок получает удовольствие, когда ходит по дому, держа в руке игрушку, например поролоновый мяч. Зайти под стол, который едва не касается его головы, — еще один любимый маневр. Когда еще лучше развивается способность удерживать равновесие, ребенку нравится нагибаться, чтобы подобрать одной рукой игрушку, одновременно вытягивая вторую руку, чтобы удержать равновесие.

На этом этапе дети по-прежнему любят ходить с поддержкой. Вот забавная игра: встаньте лицом к ребенку, держа в руках поролоновый мяч, и предложите ребенку тоже взяться за него. Начинайте отходить назад, и ребенок пойдет к вам. Идите все быстрее и быстрее, и вы увидите, что довольный малыш смеется, пытаясь успеть за вами.

Игрушки для детей, начавших ходить. Игрушки типа «тяни-тол-кай» — среди тех, что возглавляют список любимых игрушек детей от года до двух. Посмотрите, как ребенок косит траву, семеня позади своей игрушечной газонокосилки, или делает покупки, толкая впереди себя тележку. Каталки тоже интересны детям этого возраста. Теперь ребенок может сидеть на каталке, расставив ноги в разные стороны, и удерживать при передвижении на колесах равновесие на протяжении

нескольких метров. Поскольку ребенок еще не способен хорошо держать равновесие на этих мини-мотоциклах, родители не должны позволять ребенку кататься по твердым поверхностям, таким как бетон. Кроме того, вы должны проверить, что у игрушки широкое основание и низкое сиденье.

Игровые полки. Дети со спокойным характером даже в этом возрасте могут с удовольствием стоять и играть с игрушками, расставленными на полках. А вот импульсивные дети могут стоять и расшвыривать все игрушки, какие только смогут ухватить, и могут быть не готовы к порядку среди игрушек и к порядку в игре еще много месяцев. Если вы положите игрушки на полки высотой примерно 30—45 см от пола, ребенок может приковылять к собственной полке и учиться доставать с нее предметы и ставить их на нее. Он может выбрать себе игрушку и опираться на стеллаж, пока рассматривает игрушку. Это дает для его игр полную и совершенно новую перспективу. Будьте готовы к тому, что иногда ребенок быстрым движением руки будет все смахивать с полки.

Маленький помощник родителей.

К вашему удивлению, любимой игровой комнатой для малыша может оказаться кухня, где он имеет возможность применить свои новые умения, чтобы «помогать» маме с папой. Игровая деятельность, появляющаяся в результате развития у ребенка навыков стояния, — это разгрузка посудомоечной машины. Когда дверца машины открыта, малыш подтягивается в стоячее положение и приходит в особый восторг, если ему удается достать до ящика с приборами. Поскольку столовые приборы очень привлекают малышей, острые ножи и другие опасные столовые принадлежности необходимо держать вне пределов досягаемости ребенка, и, конечно же, вы должны присматривать за его «трудовой практикой».

Совместная ходьба. Малыши в этом возрасте по-прежнему любят ходить между родителями, держась за них обеими руками, или рядом с одним из родителей, держась одной рукой. С поддержкой родителей дети особенно любят ходить вверх и вниз по ступенькам, поскольку большинство к этому возрасту еще не умеет подниматься по лестнице в одиночку.

Товарищество искателей приключений. Совершите учебную экскурсию по дому, держа малыша за одну или обе руки. Переходя из одной комнаты в другую, показывайте юному испытателю, как без риска пользоваться различными предметами мебели (только теми, на которые ребенку этого возраста залезать безопасно) и другими интересными предметами, находящимися на его высоте.

Развитие моторики руки для игр и самообслуживания

Помимо того, что теперь ребенок в состоянии перемещаться, его стремительно развивающееся знакомство с частями своего тела и способами их использования ведет к развитию навыков самообслуживания.

Ребенок использует орудия

Любимый вид деятельности по самообслуживанию — это использование орудий, особенно привычных домашних «инструментов», поскольку ребенок привык видеть вас за их использованием и теперь хочет вам подражать: это зубные щетки, расчески, телефоны, ложки и вилки, тарелки и чашки. За обеденным столом малыш, как правило, не так интересуется едой, как столовыми приборами.

Ребенок помогает одевать себя и приводить в порядок

Другой вид деятельности по самообслуживанию — попытки одеваться и раздеваться. На более ранних этапах развития такая задача, как надеть на ребенка что-то или снять, частенько превращалась в напряженную борьбу. Хотя к году дети по-прежнему при этом корчатся, обычно одевать их становится легче. Ваш малыш может выставлять свою ногу, чтобы вы надели на нее ботинок, просовывать руки в рукава и натягивать через голову футболку.

Он может даже научиться высмаркиваться или причесывать себе волосы. Это содействие является результатом не только развития кисти руки, но также все нарастающего желания подражать взрослым и все делать самому.

Вы можете помочь своему ребенку удерживать внимание в течение более продолжительного времени, когда одеваете его или причесываете, комментируя свои действия: «Теперь давай наденем тебе ботиночки... дай папе ножку». Еще один способ избежать баталий из-за одежды — это сделать вещи интересными и простыми в надевании: молнии, просторные рукава, широкие вырезы горловины, яркие цвета и притягивающие взгляд рисунки. Также процедуру удастся облегчить, если вы превратите одевание в игру. Поиграйте в прятки, спрашивая: «Где наша малышка?», когда надеваете на голову своему малышу футболку, и восклицая: «Вот она где!», когда его голова покажется. Упражнения для ног, «велосипед», когда вы надеваете ребенку штаны, помогают призвать к сотрудничеству нижнюю часть тела ребенка. «Какой маленький поросеночек...» — и дружный смех позволит вам быстро надеть обувь. Ребенок может поднять свою ногу, чтобы надеть штанину, или поднять руки, чтобы вы могли снять футболку, если вы дадите краткие четкие инструкции, такие как «ногу внутрь» или «руки вверх».

Игрушки и виды деятельности для овладения новыми навыками движений руки

Игра с емкостями. Понаблюдайте, как ваш ребенок открывает, закрывает и снова открывает дверцы шкафа, а потом вытаскивает из него всю пластмассовую посуду с крышками и сидит на полу, раскидав их вокруг и пытаясь собрать их воедино, в то время как его личный тренер по навыкам подбадривает: «Клади внутрь, доставай». Обратите внимание, как он разговаривает с ними, и поет им, и отдает им приказания, и машет ими. Цилиндрические предметы постепенно уменьшающегося размера, такие как набор мерных кружек, помогают ребенку развить свое представление о взаимоотношениях между разными размерами, о том, как маленькие емкости входят в большие.

Ребенок лучше понимает взаимоотношения между такими игрушками, как крышки и миски, и с особенным удовольствием играет крышками. Он проявляет больше интереса к опорожнению емкостей, чем к их наполнению. Однако он может присоединиться к вам и тоже начать укладывать содержимое обратно, если вы затеете эту игру и покажете, как в нее играть.

Геометрические фигуры и головоломки. Головоломки с геометрическими фигурами — любимая игра. Примерно в годовалом возрасте ребенок внимательно смотрит на круглую деталь и круглое отверстие, но

Завершение игры

Дети в возрасте от года до двух так увлекаются своей игрой, что бурно протестуют, когда от них требуют прекратить игру и уйти. Вместо того чтобы просто схватить ребенка и унести, когда пришло время есть, готовиться ко сну или покинуть чей-то дом, вот хитрость для завершения игры, которую мы успешно применяли со всеми своими детьми. За несколько минут до ухода скажите ребенку, что пора идти (или есть, или спать), и помогите ребенку завершить игру, помахав на прощанье каждой игрушке: «До свиданья, грузовик, до свиданья, кубики...» Эти прощальные жесты помогают ребенку должным образом закончить свою игру, как завершают статью в книге. Это также помогает родителям понять, что годовалые дети — это маленькие люди с сильными желаниями, дисциплинировать которых нужно творчески.


обычно чаще промахивается. Он может стучать рядом с отверстием и явно видеть сходство по форме между деталью и отверстием соответствующего размера, но у него нет еще ни достаточно развитой моторики руки, ни терпеливости, чтобы вложить один предмет в другой. Начните с головоломки с круглыми отверстиями, поскольку годовалому ребенку гораздо легче вкладывать круглые предметы в круглые отверстия. По мере того как у ребенка развиваются навыки установления сходства и увеличивается продолжительность внимания, переходите к квадратным фигуркам, у которых требуется совмещать углы с углами квадратного отверстия.

Указывание. Во время игры с емкостями и головоломками, если вы показываете, что куда входит, большинство детей к пятнадцати месяцам может правильно подбирать фигуры к отверстиям. Вы можете помочь своему ребенку получать от этой игры удовольствие и правильно совмещать предметы, давая стимулирующие инструкции, такие как «Правильно, вставляй кубик сюда», указывая на подходящее отверстие. Ваш ребенок будет демонстрировать все возрастающую способность следовать во время игры вашим инструкциям. Такая раздача указаний («Вставляй кубик»), сопровождающаяся соответствующими указательными жестами, называется ука-зыванием, которое усиливает интерес ребенка к игре и поощряет к по-


Ваш ребенок будет демонстрировать все

возрастающую способность следовать

во время игры вашим инструкциям.

вторению определенных действий. Предлагайте ребенку как можно больше видов игровой деятельности, заставляющих его принимать решения. Организуйте для ребенка игру и помогайте ему дойти до конца.

Игрушка месяца. Из всех домашних игрушек, которые можно держать в руке, я отдаю свой голос за крышку от крема для бриться. Только представьте, сколько интересных вещей ребенок может выделывать с этой простой крышкой: он может стучать ею, перекладывать ее, смотреть, как она падает, поднимать ее большим и указательным пальцами или всей ладонью, обхватив по окружности или сбоку; а в ванне выливать из нее воду и смотреть, как она тонет, снова появляется и плавает по поверхности.

А если вы хотите устроить с этой крышкой игры для ума, скиньте ее со стенки ванны и дайте ребенку увидеть, что она приземлилась на пол. Затем подберите крышку и спрячьте под своей ладонью, так чтобы ее не было видно. Наблюдайте, как ребенок будет сначала смотреть на пол, где он видел крышку в последний раз. Теперь покажите ему крышку в своей открытой ладони. Закройте крышку в руке и смотрите, как ребенок потянется к той руке, где крышка. Теперь уберите руки за спину и переложите крышку в другую руку. Ребенок потянется к той руке, в которой он видел крышку до этого, что указывает на очень точное функционирование кратковременной памяти в этом возрасте.


По мере того как ребенок становится

крупнее, крупнее становятся кубики.

Предложите ребенку резиновые кубики с

длиной стороны 10 см, которые ребенок

может или держать и ставить друг на друга

двумя руками, или брать одной рукой.

«Не трогай!»

Мозг говорит рукам: «Трогайте все, что только сможете достать, наполняйте меня новыми впечатлениями. Именно так я учусь». И ноги, верные друзья мозга охотно несут руки туда, куда те хотят. Но кто-то сверху постоянно кричит: «Нельзя!» Таков мир любопытного годовалого малыша. Вот альтернативы для ребенка, которому всюду надо залезть.

Что можно трогать и что нельзя.

Сопровождайте юного исследователя в его следующем путешествии по дому, показывая ему, какие предметы он может трогать. Поощряйте осторожные прикосновения. «Ой, посмотри, какие красивые цветочки, потрогай тихонько», — и после этого покажите, как нежно нужно прикасаться. Обеспечьте малышу его собственные ящики и отдельные шкафчики (выделите по одному в каждой комнате, если возможно), чтобы шаловливые ручки хватали только те предметы, какие им положено.

Товарообмен. В тот момент, когда руки малышки уже готовятся схватить шнур лампы, вы уже готовы рефлективно крикнуть «нет!», но, умея идти на шаг впереди ребенка, вы быстро направляете интерес малышки на более увлекательную игрушку: «Мэри, посмотри, что в коробочке...» Мэри поворачивается к коробочке с сюрпризом, и лампа осталась цела.

Измените порядок в своем мире.

Вместо того чтобы становиться надзирателем и беспрестанно трубным голосом кричать «нет!», приподнимите свой хрупкий мир на пару метров на пару лет. Ставьте повыше собачью миску и прячьте корзину для мусора. Если по дому то и дело разносится «Нет, только не трогай!», в доме создается отрицательная атмосфера. Малышу может казаться, что ему ничего нельзя. Это отбивает у него желание исследовать и таким образом учиться. Предлагайте ребенку побольше трогать и учите трогать правильно.

Речевое развитие

На втором году жизни гигантскими шагами идут вперед и вербальный язык, и язык тела. Вы отметите две стороны речевого развития своего ребенка: развитие экспрессивного языка (внятно произносимых слов) и развитие рецептивного языка (тех слов, которые ребенок понимает). На всех этапах развития рецептивный язык на месяцы опережает экспрессивный. В начале второго года жизни ребенок говорит мало, а вот понимает все.

Первые слова

Многие дети на этом этапе развития произносят не так много новых слов, возможно, потому, что отдают большую часть своей энергии навыкам ходьбы. Как только ребенок осваивает шаги, начинают бить

ключом слова. К пятнадцати месяцам средний ребенок может разборчиво произносить только четы-ре-шесть слов.

На этом этапе ребенок может еще не произносить все слово, а артикулировать только начальный звук, чтобы дать вам намек на то, о чем он говорит, словно он ожидает от вас, что вы вставите недостающее: «ба» вместо «баба», «ки» вместо «киска» или «де» вместо «деда». Но сопровождающие слова указательные жесты не оставляют никаких сомнений относительно того, какое слово он имеет в виду. Речь ребенка, начинающего ходить, обычно имеет совершенно правильные интонации; не хватает только полноценных слов.

Первые «нет». Малыш может говорить «нет» или выражать негативное отношение схожими звуками, такими как «на-на-на», и в случае, если вы не поняли его, подкрепляет свои слова тем, что мотает головой или отталкивает вашу руку, которая пытается покормить его или дать ему лекарство.

У называние, или ярлычки. Продолжайте приклеивать ярлычок на каждого человека и на каждую вещь, которые составляют каждодневный мир вашего ребенка. Вы указываете на трактор, даете название, и маленький попугайчик рядом с вами произносит звуки, которые, по крайней мере, вашему тренированному уху, кажутся похожими на


Если, занимаясь своими повседневными

делами, вы будете давать предметам

названия, тем самым вы поможете речевому

развитию своего ребенка.

те, что произнесли вы: «Тактол». Совершайте прогулки. Усаживайте малыша в прогулочную коляску и отправляйтесь в парк или в лес, часто останавливаясь, чтобы назвать предметы. Пусть вас направляет сам ребенок. Когда он указывает на насекомое, дайте ему название: «жук». Когда малыш, словно эхо, повторит: «Зу», согласитесь: «Да, это жук». Когда ребенок указывает на ромашки и говорит: «Ямаски», ответьте: «Да, это ромашки». Подтвердив, что вы правильно поняли его, вы поощряете ребенка к тому, чтобы еще лучше выполнять работу попугая. Именно так дети учатся говорить.

Маленький попугай. Этот великий имитатор любит играть в шумовые эффекты, например пускать пузыри

или делать «тпру». Он любит повторять звуки, издаваемые животными, например «ваф-ваф», как говорит собака, или то, что слышит по телевизору. Пользуйтесь огромным желанием ребенка имитировать. В этом возрасте Мэтью терпеть не мог, когда ему вытирали нос. Поэтому мы предлагали ему принять активное участие в этой процедуре, говоря: «Дуй носом, когда я буду дуть своим». После того как он высморкался, мы помогали ему вытереться ловким движением платка.

Будьте чуткими к сигналам своего ребенка

Хотя вы можете быть физически истощены от постоянного сопровождения юного Христофора Колумба в его путешествиях, сочетание хорошо развитого языка и хорошо развитых родительских навыков делает жизнь с годовалым ребенком легче, потому что малыш наконец-то может сказать вам, чего он хочет. Например, малыш тянет вас за рукав или приносит вам свою куртку, чтобы идти гулять, или приносит вам кассету, чтобы вы ее поставили. Слушать ребенка — самый важный для развития навыков и формирования самооценки вид деятельности. Когда вы внимательно слушаете ребенка, вы закладываете навыки общения между собой и своим ребенком на всю жизнь. Оказывайте своему ребенку такое же уважение, какое вы оказали бы любому взрослому, заговорившему с вами. Может быть, он и мал, но ему есть что

сказать. И помните, главная причина, почему ребенок привыкает «ныть», заключается в том, что когда вы не слушаете его с первого раза (или со второго, или с третьего), его голос начинает отражать его отчаяние, и в нем появляются ноющие нотки. Вы также подаете ему пример того, что не нужно слушать с первого раза. Ведь он будет поступать так, как вы поступаете, а не как вы говорите.

«Сигналы бедствия». Помимо того что ребенок теперь внятно произносит слова, он использует жесты и язык тела, чтобы призвать на помощь. Придя в отчаяние от того, что не может снять с банки крышку, или от того, что застряла игрушка, ребенок принимается скулить, выражая тем самым «помогите мне», или прибегает к вам и тянет за рукав, чтобы вы помогли ему. Эти звуки и язык тела говорят вам: «Иди помоги мне вытащить эту игрушку», когда он подает вам игрушку, ожидая от взрослого помощи.

«Покорми меня». Помимо сигналов о помощи во время игры, ребенок этого возраста подает сигналы о кормлении. Он может тянуть вас за блузку, чтобы вы дали ему грудь, или просить бутылочку, указывая на нее. И даже ваши собственные трапезы не проходят без некоторого вмешательства со стороны сидящего рядом с вами малыша. Когда вы набираете в ложку еду, ваш малыш может схватить вашу руку и перенаправить ложку к себе. Способность использовать звуки и язык тела для того, чтобы получить помощь и удовлетворить потребности, — важная веха коммуникативного развития.

Малыш выказывает свое настроение. Наряду с тем, что ребенок этого возраста использует звуки и действия для выражения потребностей, он может теперь начать использовать специфическую мимику для выражения настроения: опущенные вниз глаза, раздраженное закусывание губ, наморщенный лоб и выставленная вперед челюсть. Все эти кривые гримасы детского личика выражают «Я расстроен».

Ассоциация слов с предметами

Ребенок начинает соединять то, что слышит, с тем, что видит, понимая, что все в его ширящемся мире имеет название.

Ассоциация слов с картинками.

Слова делают просмотр книг и телевизора более увлекательным. Не за горами тот день, когда малыш подбежит к телевизору и, указывая на собаку, примется кричать: «Бабака, бабака!»

Слова облегчают процесс вспоминания. Представьте себе такую ситуацию. Пора перекусить, но ваш малыш с головой ушел в груду игрушек. Вместо того чтобы отрывать протестующего ребенка от игры

силком, предложите: «Пойдем возьмем крекер». Слово «крекер» вызывает в мозгу ребенка череду ассоциаций: «крекер в коробке на кухне», и малыш несется на кухню к коробке с крекерами.

Словом можно урезонить. Слова облегчают процесс мышления. Теперь, когда каждая вещь и живое существо в мире ребенка имеет ярлычок, он может хранить в своей памяти огромное количество образов и вызывать их из памяти, услышав название. Мы пользовались этой интеллектуальной способностью для того, что более гладко проходили поездки в автокресле. Мэтью всегда обожал своего старшего брата Питера. Однажды, когда пятнадцатимесячный Мэтью скандалил в своем автокресле, мы успокоили его, сказав: «Мы поедем к Питеру». Слово «Питер» вызвало мысленную ассоциацию с обожаемым человеком, и он перестал капризничать, чтобы думать о Питере. Растущий словарный запас и развивающийся ум делают ребенка этого возраста очень интересным для разговоров и совместного пребывания человечком.

Выполнение указаний

В дополнение к тому, что в этом возрасте ребенок поизносит и имитирует больше слов, он также безошибочно понимает одношаговые просьбы, такие как «Иди принеси мяч», и выуживает мяч из кучи игрушек. Чуть позже он может начать понимать и запоминать двухшаговые и более сложные просьбы: «Отнеси мяч на кухню и отдай его папе».

Язык знаков

Помимо того, что ребенок в возрасте от года до полутора лет понимает больше слов, он начинает ассоциировать жесты со значением слов. На этом этапе развития Мэтью хватал и по-медвежьи обнимал нашу выносливую кошку. Мы спасали кошку из его рук и показывали Мэтью более ласковый подход. «С кошкой нужно тихонько», — и мы брали его руку и показывали ему, как нужно обращаться с кошкой. Он понял, что движения должны быть осторожными, по тону нашего голоса и движениям наших рук. И это помогало ему понимать нас, когда требовалось умыть ему лицо или вытереть нос, поскольку мы говорили ему при этом: «Мама будет тихонько» (и, конечно же, мы все делали, как обещали).

Покажите и скажите

Бесценная сцена, которую обязательно нужно заснять, — когда малыши этого возраста приветствуют друг друга. Наблюдайте, что будет, если вы поставите пылкого малыша, лезущего с поцелуями, к более сдержанной малышке. Мистер Пылкий обнимает Мисс Сдержанную непередаваемо нежным жестом. А вы тем временем стоите рядом начеку, чтобы ваш малыш не залюбил свою жертву до смерти. Мисс Сдержанная подается назад, и Мистер Пылкии усиливает свою хватку и слишком напирает. Один ребенок в крик, другой стоит ошарашенный, и начинается схватка. Как внимательный родитель, вмешиваетесь вы: «Нужно друг друга любить» — и показываете обоим малышам, как быть помягче. Чтобы преподать ребенку хорошие манеры и правила приличия, возьмите его руку и продемонстрируйте как словами, так и жестами, каких прикосновений вы от него ожидаете.

Кто в доме хозяин

Теперь малыши лучше знакомы с раздающимися в доме звуками и их источниками. Звонят в дверь, и малышка несется в этом направлении. Жужжит таймер плиты, и она меняет курс, направившись на этот звук; звонит телефон, и она бежит сказать «алло». Можно часами наблюдать за этой малышкой, которая так хорошо знает свой большой и шумный мир.

Обновлено: 2019-07-09 23:12:33