Игра и подготовка к школе

Говоря о подготовке детей к школе, надо различать две ее стороны: широкую подготовку, обеспечивающую общий уровень развития, и специальную подготовку — формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые будут способствовать успешности обучения в школе на самых первых этапах.

Всё, что мы уже говорили о значении игры для развития ребенка-дошкольника (развития воображения, произвольности поведения, способностей к совместной деятельности), относится в целом к подготовке к школе. В этом смысле совместная со взрослым и самостоятельная игра детей уже сама по себе работает на широкую подготовку к школе. И это самое важное. Если у ребенка достаточно развиты речь, мышление, он может произвольно управлять собой — действовать по инструкции взрослого, сдерживая свои непосредственные желания, способен достаточно критично оценивать результаты своей работы (видеть, соответствуют они требованию, образцу или нет), значит, он готов к обучению в школе. В этом случае, даже не научившись до школы читать и считать, в I классе ребенок легко овладеет азами школьной премудрости и будет благополучно продвигаться дальше.

Но если родители хотят подготовить ребенка к школе также в отношении конкретных умений, можно использовать игру и в этих целях.

Предположим, в следующем году ребенку предстоит поступать в I класс. Игра прежде всего может помочь ему ощутить предстоящую действительность школьной жизни. Особенно это важно для детей, не посещающих детский сад( в детском саду детей старшей группы водят на экскурсию в школу, да и занятия в детском саду до некоторой степени имитируют школьную жизнь — на занятии надо спокойно сидеть, действовать по инструкции, оценивать свои результаты и т. п.). Конечно, ребенок уже знает о школе по рассказам старших, по фильмам, книжкам. Но можно и поиграть с ним в школу. Сама внешняя сторона школьной жизни предстанет для него в более отчетливой форме, если он в игре побудет «учеником» («учителем» пока будет мама или бабушка), который сидит за партой, отвечает на вопросы, бегает на перемене, со звонком возвращается за парту и т. п. После этого он и сам начнет играть в школу. Теперь уже он — «учитель», а «ученики» — куклы.

Сюжетная игра в школу, специально организованная взрослым, может быть использована и при обучении детей началам чтения, счета.

Впрямую стимулировать ребенка к учению удается не всегда: 

— Ты уже большой, надо учиться читать, скоро в школу пойдешь!

— Я там и научусь,— резонно отвечает ребенок.

И начинаются родительские муки:

— Аня, уже вечер, а мы сегодня в букварь не заглядывали.

— Я не хочу сейчас читать, мамочка. Я играю. Давай лучше завтра.

А завтра опять та же история.

Известно, что, когда ребенок делает что-то из-под палки, результат достигается медленнее, учение еще до школы может стать скучным и обременительным занятием.

Если вы встречаете негативное отношение ребенка к учению, попробуйте сначала соединить его с игрой:

— Аня, давай играть.

— Давай. А как?

— Можно в школу или в детский сад. Как хочешь.

— Лучше в школу.

Аня берет ранец, который ей уже подарили к дню рождения, укладывает в него тетрадку, букварь. Вот уже сидят и куклы-ученики.

— Мы пришли в школу,— говорит Аня.

— Первый урок — чтение,— объявляет мама.— Дети, достаньте буквари. Какая буква на первой странице? Кто знает, поднимите руки.

— Я! — поднимает руку Аня.— Это буква А.

— Молодец, Аня. А теперь я сложу из букв слово. Кто прочитает, что здесь написано?

Аня опять поднимает руку.

— Нет,— возражает мама.— Теперь пусть Игорь ответит.

Аня отвечает и за кукол-учеников.

Конечно, вводя в игру обучение чтению, не надо забывать о правильной методике, специально разработанных приемах для дошкольников. Взрослым необходимо познакомиться со специальной литературой.

Отработку навыков счета можно включить в любую сюжетную игру, независимо от ее тематического содержания. Это может быть игра в школу, детский сад, магазин и др.

— Сколько у вас в группе детей, воспитательница? У нас только пять ложек, сколько не хватает вашим детям?

— Сколько стоит это платье для куклы? Пять? У меня вот десять рублей, сколько вы мне сдачи дадите?

Простейшие задачи можно ввести и в игру с правилами. Например, в лото:

— У нас всего по 9 картинок. У тебя уже 5 закрыто, сколько же осталось закрыть?.. А у меня всего 3 закрыто. Сколько мне осталось?

Играя в «гусек», можно усложнить правила:

— Давай мы будем делать не столько шагов, сколько очков выпало на кубике, а каждый раз будем прибавлять 2.

— Давай будем каждый раз делать в 2 раза больше шагов, чем выпало очков на кубике.

Когда ребенок овладеет начальными навыками счета, чтения (а начальный этап — самый трудный), нужно переходить к отделению учебных занятий от игры. Старший дошкольник да и младший школьник еще много времени будут проводить за игрой, но при этом они должны четко различать игру и обязательные дела— учебу, труд, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, преодоление своих непосредственных желаний.

Обновлено: 2019-07-09 23:24:07