История календаря

Город Эфес славился великолепным храмом, построенным в честь богини Артемиды, покровительницы животных и охоты. Этот храм считался одним из семи чудес света. В 356 году до нашей эры храм сгорел, причем не случайно: его поджег некий пастух по имени Герострат. На суде он объяснил, что решился нa этот поступок, желая прославиться любым путем и тем самым обессмертить свое имя. Герострата казнили, а жителям города это имя было запрещено упоминать. Суд хотел стереть память о поджигателе. Но историк Феопомп нарушил запрет, и от него последующие поколения узнали о преступлении. Таким образом Герострат добился своего — он обессмертил свое имя, только какой ценой?! Появилось даже крылатое выражение «слава Герострата», обозначающее самые черные, самые постыдные поступки людей, движимых желанием во что бы то ни стало прославиться. К сожалению, Герострат не единственный честолюбец, кого «запомнила» история.

...Откроем календарь. Все привычно: в одних месяцах 31 день, в других — 30, самый короткий месяц — февраль. В нем 28 или 29 дней. Почему? Оказывается, дни у февраля украдены, и дело опять в честолюбии!

Римляне, от которых мы заимствовали летосчисление, в древности пользовались календарем, делившим год на 10 месяцев и имевшим 304 дня.

Год начинался с марта, посвященного Марсу — богу войны. Декабрь был десятым (последним) месяцем. Отрезок времени между декабрем и началом весны назывался «безмесячным». Такой год был очень неудобен — он отставал от природного хода времени.

В VII веке до нашей эры «безмесячный» промежуток решили разделить на 2 месяца: одиннадцатым стал январь (названный в честь покровителя входов, выходов и дверей бога Януса, обладавшего даром ясно видеть все в прошлом и будущем), последним месяцем стал февраль (в честь бога мертвых Фебруария). На его долю досталось всего 28 дней, к тому же последний, 28-й день посвящался «мертвым душам». Так что февраль был вдвойне несчастливым месяцем.

И все равно римский календарь отставал от солнечного на 10 с лишним дней, и с каждым годом календарные числа все меньше соответствовали природе. Приходилось каждые 2 года вставлять тринадцатый месяц — марцедоний (что значит «увядающий»). Длился он 22—23 дня. Началась невообразимая путаница. День Бахуса — бога вина и веселья — справляли, когда виноград еще не созрел и вина не было, а осенний праздник жатвы приходился иногда на зиму.

Император Юлий Цезарь решил навести порядок. В 46 году до нашей эры он ввел новый календарь, который позже назвали юлианским. Император придумал его не сам, а руководствовался советами египетского астронома Созигена. Надо сказать, что жители Древнего Египта начали строить свою жизнь в соответствии с фазами Солнца уже 6 тысяч лет назад. Жрецы знали основы астрономии, вычисляли сроки разливов Нила. Египетский год равнялся 365 дням — за такой период наша планета оборачивается вокруг Солнца (точнее — 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд). Високосного года не было. Новый год начинался 19 июля, когда при восходе солнца на востоке появлялась ярчайшая звезда Сириус.

Год по календарю, введенному Цезарем, содержал, как и египетский, 365 дней. Каждый четвертый год становился «годом со днем» — имел 366 дней. Количество «полных» месяцев (31 день) осталось прежним, а к каждому «пустому» (29 дней) и к февралю с его 28 днями прибавили по одному дню. Опять февралю не повезло — он имел 30 дней раз в четыре года, а в обычные — 29.

После смерти Юлия Цезаря в его честь один из месяцев назвали июлем. Преемником Цезаря стал Октавиан. За свои императорские заслуги он получил от знати титул Августа, то есть Священного. Это событие было увековечено — появился месяц август. Но в августе насчитывалось 30 дней, а в июле — 31. Разве мог честолюбец стерпеть, чтобы в его месяце оказалось меньше дней, чем у предшественника? И тогда у последнего в году месяца — февраля, который всего-то имел 29 дней, был отнят один день и отдан августу.

Казалось, теперь с путаницей покончено. Но в календаре Цезаря была допущена вроде бы незначительная ошибка — длина календарного года стала на 11 минут больше астрономического. Сначала этого никто не замечал, но через 2 тысячи лет май сместился бы на апрель, а сентябрь — на август.

История календаря

Арабский календарь

История календаря

Римский календарь. III в. н. э.

Споры о том, как поправить дело, начались давно и велись очень долго. Только в 1582 году папа римский Григорий XIII утвердил новый календарь, названный в его честь григорианским. Справедливости ради надо сказать, что папа никакого календаря не придумывал. Его автором был итальянский врач и астроном Лилио. Честолюбивый папа римский взял на себя ответственность, начертал слово «утверждаю» — и увековечил свое имя. Этот календарь исправлял ошибки юлианского, но не совпадал с ним на 10 дней. В последующем этой разнице предстояло увеличиваться: в XVIII веке — до 11 дней, в XIX — до 12, в XX и XXI — до 13, а в XXII — до 14 дней и т. д.

Григорианский календарь был немедленно введен во Франции, Италии, Португалии.

В Древней Руси летосчисление велось от «сотворения мира», а не от «рождества Христова», как в григорианском. Сначала год начинался с марта, а с конца XV века — с сентября. Петр I указом 15 декабря 1699 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 года: «Для доброго начинания приказано было в Москве все дома украсить зелеными ветвями (елкой) и друг друга поздравлять с Новым годом и новым столетием (столетним веком). Никогда новое столетие от старого так не отличалось», — писал А. С. Пушкин в «Истории Петра». Но принятый календарь был юлианским.

История календаря

Мексиканский календарь.

Решение о переходе на григорианский календарь принято 26 января 1918 года. Новый календарь ввели с 1 февраля (по старому стилю) 1918 года. Этим календарем до сих пор пользуются в нашей стране и во многих других странах.

Календарь — древнейшее изобретение человека. На скалах мыса Бесов Нос, что на восточном побережье Онежского озера, долгое время внимание туристов привлекали загадочные линии, штрихи и овалы, процарапанные каменными резцами первобытных людей. Эти пометы оказались... календарем. Звездочетам каменного века потребовались, понятно, многие годы наблюдений, чтобы создать такой календарь. Подобные памятники истории цивилизации находят во многих районах земного шара.

История календаря

 Но, конечно, ими творческая мысль изобретателей не ограничилась, тем более что не везде люди считали врёмя одинаково, в одних местах в расчет брали движение Солнца, в других — фазы Луны, в третьих — расположение звезд. Благодаря этому и появились разные календари, именуемые христианскими, мусульманскими, буддистскими. Да и они имели много разновидностей. Очень интересна в этом отношении Индия. До 1957 года в стране действовало несколько официальных и около 300 местных календарей!

История календаря

Астроном.

В календарях японцев долгое время летосчисление связывали с «императорскими эпохами» — годами правления того или иного императора. А таких эпох набралось около 250. И день рождения японцы отмечают по-особенному: в Новый год (независимо от дня появления человека на свет). Так что ребенку, родившемуся 30 декабря, 1 января исполняется уже один год. В княжестве Бутан придворные астрологи в конце каждого года составляют гороскоп на следующий. Когда они видят, что на такой-то месяц или день выпадает неблагоприятное сочетание звезд, этот «нехороший» день или месяц из календаря выбрасывают и заменяют другим. Поэтому случается, что бывают в году два августа и ни одного сентября.

Совсем немногим более ста лет назад в наших северных деревнях были в ходу календари-фартуки с вышивкой. Знаки отмечали различные сельскохозяйственные циклы: сев, уборку урожая, выгон скота на пастбища, пахоту, сенокос, охоту и др. Это был месяцеслов, или земледельческий народный календарь, тесно связанный с трудовой жизнью. Возьмем только май. Здесь и день Ирины-рассадницы, когда высаживали рассаду на грядках, и Никола вешний — в этот день сажали картофель и сеяли яровые, и день Сидора-огуречника, и день Олены-льносейки, и Федосьи-гречишницы.

Настенные календари-месяцесловы с 1727 года выпускала Петербургская академия наук. Кстати, у современных календарей, созданных типографским способом, есть далекий предок, связанный с именем знаменитого первопечатника Ивана Федорова. Князь Острожский решил завести в родовом замке печатню. Вызвал он в Острог Ивана Федорова. Здесь-то 5 мая 1581 года и издал Федоров скромный листок, на котором напечатал стихи, посвященные каждому месяцу. Помечены были и наиболее важные даты.

Первые отрывные календари стал печатать в конце прошлого века известный издатель И. Сытин. Ярко оформленные, они пользовались большой популярностью у народа. Консультантом сытинского календаря был JT. Н. Толстой. Сам Сытин писал о своем замысле: «За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому делу целые пять лет... Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни».

Сейчас тираж всевозможных календарей составляет 40—50 млн. экземпляров. Из них добрая треть приходится на долю самого традиционного, называемого в народе численником, — отрывного настенного календаря. В его подготовке участвуют в среднем 2 тысячи человек — известные общественные деятели, представители науки, искусства, журналисты, рабочие. Поэтому он и становится интересным и полезным спутником на целый год.

Обновлено: 2019-07-09 23:53:43