Организация работы медицинской сестры

Поликлиника относится к лечебно-профилактическим учреждениям амбулаторного типа, которые обеспечивают внебольничную медицинскую помощь и осуществляют профилактические мероприятия, цель которых — снизить заболеваемость населения.

В настоящее время различают детские поликлиники, стоматологические поликлинические учреждения, амбулатории, поликлинические отделения в больницах и диспансерах. Для осуществления медицинской помощи в средних и высших учебных заведениях существуют студенческие поликлиники. На промышленных предприятиях также обеспечивается поликлиническая помощь. Областные и крупные многопрофильные больницы имеют в своем составе консультативно-диагностические поликлиники. В крупных городах организуются поликлиники для прохождения профилактического медицинского осмотра (предварительного и периодического).

Существуют хозрасчетные поликлиники (стоматологические, гинекологические, многопрофильные), оказывающие платные услуги. Медико-санитарная часть (МСЧ) — это городская поликлиника, которая обслуживает только трудящихся транспортных, строительных, промышленных организаций.

В последнее время в связи со строительством высотных жилищных домов заметно сократился радиус обслуживания населения. Понятие «мощность поликлиники» включает число ее посещений в смену, кроме стоматологических поликлиник, где мощность определяется числом врачей-стоматологов. Согласно мощности и задачам структура разных видов поликлиник неодинакова. Установлен средний норматив потребности населения в поликлинической помощи — это 12,9 посещения на одного жителя в год, что составляет 250 посещений в смену на 10 тыс. жителей. В поликлиниках рассчитывается необходимое число специалистов, при котором учитывается норматив нагрузки на 1 ч работы.

Врачебный участок — главное звено поликлиники, который включает 1700 человек, обслуживаемых участковым терапевтом. Деятельность поликлиники подразумевает оказание медпомощи работникам строительства, промышленности, для чего на ее территории организуются цеховые терапевтические отделения.

Планировка помещений, определяемая задачами, объемом и характером деятельности поликлиники, может быть различной. Поликлиники строятся как отдельно стоящие здания, так и объединяются со стационаром, Во втором случае они соединяются блоком, в котором располагаются диагностические и лечебные отделения (рентгеновское, физиотерапевтическое, функциональной диагностики, лаборатории и др.).

Таким образом, вышеперечисленные обследования могут проходить как поликлинические, так и стационарные больные. Установлено, что в экономическом отношении выгодны поликлиники на 1000 посещений в смену.

К основным подразделениям поликлиники относятся регистратура, отделение профилактики, кабинет доврачебного приема, специализированные кабинеты врачей, лечебно-диагностические отделения, лаборатории, отделение восстановительного лечения, кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания, кабинет учета и медицинской статистики, кабинет фармацевтической информации.

Главной функцией регистратуры является равномерное распределение посещения пациентами докторов в течение дня. С этой целью регистраторы формируют очередь и записывают больного к врачу на определенное время. В поликлинике по месту жительства на каждого пациента оформляется карта амбулаторного больного (форма № 025/у). Здесь содержится вся необходимая информация о результатах обследования, назначениях врачей, рекомендациях по режиму и питанию и др. Медицинские амбулаторные карты находятся в регистратуре, их размещение строится по участковому принципу. В структуру регистрационного подразделения входят справочное бюро, отдел предварительной и очередной записи, отдел оформления документов. Также имеются отдел оказания помощи на дому и архив, где в течение 25 лет хранятся медицинские амбулаторные карты. Площадь регистратуры должна составлять от 85 до 125 м2.

Профилактическое отделение состоит из кабинета доврачебного приема, женской смотровой, санитарно-просветительного кабинета. Также имеется кабинет, сотрудники которого организуют и контролирую! проведение диспансеризации населения. Анамнестический кабинет данного отделения выявляет пациентов с повышенной заболеваемостью.

Для того чтобы пребывание больных в поликлинике было минимальным, организуется кабинет доврачебного приема. К тому же врачи освобождаются от несвойственных им функций. Здесь работают три медсестры и два фельдшера со стажем работы не менее трех лет. В соответствии с мощностью поликлиники определяется режим работы кабинета. Например, в поликлиниках, которые обслуживают свыше 40 тыс. жителей, работа кабинета осуществляется в две смены. Функциями кабинета доврачебной помощи являются прием больных, которые повторно посещают поликлинику, но не имеют талона к врачу; измерение температуры, артериального давления. Кроме того, ведется прием больных, которым необходимо оформление медицинских документов. Сотрудники кабинета производят выдачу направлений на лабораторные исследования, заполняют паспортную часть медицинских документов, которые затем подписывает лечащий врач или заведующий отделением. При необходимости работники кабинета обеспечивают больному прием у доктора. В перечень инвентаря кабинета доврачебного приема входят: стол для работы, кушетка для больных, ростомер, медицинские весы, набор шпателей, термометров, аппарат измерения артериального давления, аптечка неотложной помощи. Основным документом кабинета является «Журнал регистрации амбулаторных больных», в котором, помимо паспортных сведений, в графе «Диагноз» отмечается повод обращения пациента, а в графе «Назначения» — проведенные лечебные мероприятия и рекомендации. Сотрудники кабинета доврачебного приема должны систематически вести дневник деятельности средних медработников поликлиники. Площадь кабинета должна составлять от 15 до 20 м2. Прием больных в специализированных кабинетах должен осуществляться в течение всего времени работы поликлиники для обеспечения приема сотрудников производственных организаций, работающих но сменам (характеристика некоторых других подразделений поликлиники будет оговорена в дальнейшем).

Одним из главных звеньев работы поликлиники является деятельность участковых врачей-терапевтов. Существуют два вида должности врача-терапевта: участковый и цеховой. За первым закрепляется территориальный участок в районе деятельности поликлиники, за вторым — цеховой, организуемый на строительных, промышленных, транспортных предприятиях, которые не имеют своей медико-санитарной части. Рабочее время участкового терапевта строго распределяется. Так, на прием пациентов отводится 6,5 ч, из которых 3,5 ч врач работает в поликлинике, а 3 ч оказывает помощь на дому. На каждого больного участковый терапевт затрачивает в среднем 35 мин. В соответствии с режимом поликлиники пациенты заранее записываются к врачу для посещения их на дому. Участковый терапевт может оказывать помощь по вызовам не позднее 21 ч. Затем данную функцию осуществляет служба скорой медпомощи. При значительном удалении места проживания пациента от поликлиники участковый врач доставляется специальным транспортом. При себе доктор имеет аппарат измерения артериального давления (тонометр) и универсальную аптечку. Назначения участкового терапевта выполняет медицинская сестра. На предприятии профилактическая работа врача цехового участка осуществляется в специально отведенном помещении. Большую часть своего времени цеховой врач-терапевт проводит в поликлинике, где осуществляет прием пациентов. За каждым предприятием должен быть закреплен здравпункт, в котором работает фельдшер, чья деятельность контролируется врачом цехового участка.

Обновлено: 2019-07-09 23:52:14