Уборка операционной

1. Текущую уборку проводят в процессе операции, когда санитарка подбирает упавшие на пол шарики, салфетки, вытирает излившуюся на пол кровь, экссудат. Уборка обязательна после каждой операции, она заключается во влажной уборке пола, обтирании клеенки на операционном столе (1%-ный раствор хлорамина; 0,2%-ный раствор сульфохлорантина; 2%-ный раствор дихлор-1 и т.д.) дважды, ветошью, смоченной в одном из вышеперечисленных растворов. Если в чистой операционной по каким-либо причинам была произведена гнойная операция (например, перитонит) или произошло загрязнение кишечным содержимым (кишечная непроходимость), то организуют внеплановую генеральную уборку (дезинфекцию). Существенные особенности имеет уборка после операции у больного с анаэробной инфекцией. Инструменты, перчатки, фартуки заливают 5%-ным раствором лизола на 2 часа или 6%-ным горячим раствором перекиси водорода, после чего санитарка, надев прочные резиновые перчатки, моет их с мылом и щетками. Необходимо надевать респиратор типа РУ-60. Операционное белье замачивают на 9—10 ч в 5%-ном растворе лизола, 6%-ном растворе перекиси водорода с 0,5%-ным раствором синтетического моющего порошка и сдают в прачечную в отдельном непромокаемом мешке из клеенки с запиской о том, что белье загрязнено анаэробными микробами. Мешки после сдачи белья дополнительно дезинфицируют, если возможно — подвергают газовой стерилизации. Перевязочный материал используют однократно, во время операции его собирают в специально выделенный бикс и уничтожают. Уборочный материал (ведра, тазы, ветошь) после использования автоклавируют. После уборки инструментов, перчаток, фартуков, белья производят генеральную уборку.

2. Заключительная (ежедневная уборка). Независимо от того, были ли операции или нет, заключительную уборку проводят ежедневно. В плановой операционной это делают в конце рабочего дня, в экстренной — перед сменой бригады дежурных операционных сестер.

Заключительная уборка операционной включает мытье иолов и влажное протирание стен, подоконников, радиаторов отопления, мебели, оборудования мыльно-содовым раствором. Остатки раствора удаляют чистой водопроводной водой. Во время уборки у санитарки должны быть два ведра или два таза: первый с мыльно-содовым раствором, другой с горячей водой для ополаскивания ветоши. Ветошь надо полоскать часто, воду менять, как только она загрязнится. В некоторых операционных имеется специальный вентиль для присоединения шланга, с помощью которого струей воды обмывают потолок, стены, пол. Всю мебель сдвигают в одну половину комнаты и моют освобожденную половину, затем мебель и аппаратуру протирают специально выделенной чистой тряпкой. Заканчивают уборку мытьем второй половины операционного зала.

Ежедневную уборку операционного блока производят в строгой последовательности: начинают ее с операционной и заканчивают помещениями, расположенными при выходе из блока (предоперационная, тамбур, коридор).

3. Генеральная уборка (дезинфекция) операционной может быть плановой и внеплановой.

Внеплановую дезинфекцию производят после операции, сопровождающейся сильным операционным загрязнением гноем, кишечным содержимым, в случаях анаэробной инфекции.

Плановую дезинфекцию производят 1 раз в неделю в свободный от операций день, который назначается старшей операционной сестрой с ведома заведующего отделением. В помещениях предварительно проводят уборку мыльно-содовым раствором. Для дезинфекции используют смесь, состоящую из 6%-ного раствора перекиси водорода с 0,5%-ным моющим средством или 5%-ным раствором хлорамина; можно использовать 0,5%-ный активированный раствор хлорамина и 20 мл 10%-ного раствора нашатырного спирта.

Дезинфекцию проводят в два этапа.

Сначала дезинфицирующим раствором с помощью гидропульта опрыскивают потолок, стены, мебель, пол. Затем с помощью швабры или тряпки,

намотанной на длинную палку, протирают потолок и стены, удаляя остатки распыленного раствора. Делать желательно это тотчас, во избежание подтеков антисептика. Второй этан предусматривает обычную большую уборку с обязательным соблюдением очередности мытья: сначала потолок, стены, окна и подоконники, затем мебель, оборудование и пол. Дезинфекцию заканчивают мытьем и уборкой подсобных помещений операционного блока. Персонал при проведении уборок надевает чистые халаты, обувь, респираторы, защитные очки, клеенчатые фартуки, перчатки.

После дезинфекции помещение облучают ультрафиолетовым светом (прямым или отраженным) одним из облучателей (С)БН-200, ОНН-З00 на 300 м2 или ОБН-150, ОБН-З00 на 60 м2); помещение закрывают на ключ и оставляют на 2 ч.

Обновлено: 2019-07-09 23:49:32