Физкультура в первый год жизни

Физическое воспитание — один из мощных факторов оздоровления и укрепления детского организма. Недостаточная двигательная активность (гипокинезия) плохо сказывается на физическом и психическом развитии ребенка. Наоборот, движения повышают жизненный тонус, формируют правильную осанку, обеспечивают хорошую работоспособность, определяют низкую заболеваемость детей.

Забота об обеспечении достаточной двигательной активности ребенка должна начинаться в семье с первых дней его жизни. Для этого надо создавать необходимые условия. В настоящее время в родильных домах практикуется свободное пеленание, когда руки младенца остаются незавернутыми. Это не ограничивает движений ребенка, создает условия для нормального дыхания и кровообращения. В дальнейшем в периоды бодрствования малыш должен находиться в манеже в соответствующей одежде. Пеленание ребенка в это время — большая ошибка. Только в первые 1—2 мес жизни иногда при укладывании спать малыша можно пеленать, если хаотические движения рук и ног, свойственные детям этого возраста, мешают ему заснуть. С 1,5—2 мес (а по возможности и раньше) старайтесь приучать ребенка засыпать без пеленания. В некоторых странах детей с первых дней жизни укладывают на живот как в период бодрствования, так и на время сна, а пеленание вообще не применяется.

Особенностью развития движений у детей раннего возраста является то, что они формируются с помощью взрослого. Так, для развития первого координированного движения — удерживания головы — необходимо брать ребенка на руки, придавая ему вертикальное положение, или класть его на живот. Находясь в таких условиях, ребенок обязательно делает попытку поднять голову. При неоднократных повторениях этих упражнений он уже к началу второго месяца жизни хорошо держит голову.

Для развития умений захватывать предметы обеспечьте ребенку свободу движения рук и ног, укладывайте его под низко подвешенные игрушки, удобные для захватывания. На третьем месяце жизни ребенку надо вкладывать игрушку в руку. Чтобы он освоил повороты со спины на живот (к 5-му месяцу) и с живота на спину (к 6-му месяцу), бодрствование ребенка должно проходить в манеже или в кроватке с жесткой подстилкой, куда кладут игрушки, вызывающие интерес ребенка.

К 7—8 мес малыш должен научиться ползать. Для этого огородите достаточно места на полу, разместите там яркие и звучащие игрушки на некотором расстоянии от ребенка. Первое время ему можно помогать, подставляя под стопы ладонь и слегка подталкивая. Несмотря на то что ползание не связано с последующим овладением ходьбой, этот навык очень важен для общего физического развития ребенка. Ползая, он расширяет свои познания, проявляет больше самостоятельности, а это способствует его умственному развитию.

К концу года ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Помочь его становлению могут игрушки, которые катают и двигают. Предоставьте малышу достаточную свободу для движений как в помещении, так и на свежем воздухе. В последнее время многие родители чересчур «увлеклись» прогулочными колясками. Однако прогулка в коляске подавляет естественную активность ребенка, формирует у него инертность, в результате страдает не только физическое, но и умственное развитие.

Движения являются физиологической потребностью ребенка. Установлено, что 2-летние дети 70 % времени бодрствования активно двигаются, 3-летние не менее 60 % этого времени, если насильственно не ограничивать их подвижности.

Основными средствами физического воспитания детей первого года жизни являются массаж и гимнастика. Для детей старше года — подвижные игры и спортивные упражнения.

Массаж и гимнастика нужны каждому здоровому ребенку, начиная с 1 —1,5 мес жизни. Регулярные массаж и гимнастика способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию таких умений, как ползание, сидение, ходьба.

В каждой детской поликлинике в комнате здорового ребенка мать может обучиться методике проведения массажа и гимнастики и потом проводить их ребенку дома. В некоторых поликлиниках организуются кабинеты массажа и гимнастики, где эти занятия проводит медицинская сестра. В основном в такие кабинеты направляются дети с отклонениями в состоянии здоровья.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка: № 1 — от 1,5 до 3 мес, № 2 — от 3 до 4 мес, № 3 — от 4 до 6 мес, № 4 — от 6 до 9 мес и № 5 — от 9 мес до 1 года. Кроме того, врач-педиатр, назначающий комплексы массажа и гимнастики, ориентируется на степень развития опорно-двигательного аппарата ребенка, его индивидуальность, состояние нервной системы.

Детям до 2,5—3 мес в основном назначается общий поглаживающий массаж, способствующий снятию напряжения и расслаблению мышц. Из движений используются только активные, основанные на наличии врожденных рефлексов, когда при раздражении кожно-мышечно-нервного аппарата у ребенка возникают самостоятельные движения. Например, «потанцовывание» — рефлекторное выпрямление ног и отталкивание от опоры при раздражении стоп, разгибание позвоночника и ног в положении лежа на животе на весу («положение пловца»).

В возрасте 3—4 мес в комплекс гимнастических упражнений вводятся пассивные движения для рук, которые выполняет взрослый (например, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны). Кроме поглаживающего массажа, проводятся еще растирание и разминание, а также упражнения рефлекторного характера.

Детям от 4 до 6 мес добавляются пассивные движения для ног—сгибание и разгибание («велосипедист»). Вводятся активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых: присаживание при поддержке за руки, перешагивание при поддержке под мышки и др.

После 6 мес вводятся упражнения в ползании, укрепляющие мышцы туловища, ног, плечевого пояса. Когда ребенок овладевает умением подолгу держать предметы в руках, рекомендуются упражнения с кольцами (сгибание и разгибание рук, присаживание, сгибание и разгибание туловища).

У детей в возрасте 9—12 мес отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, начало самостоятельного стояния и ходьбы. Поэтому в комплекс физических упражнений включают упражнения, выполняемые в вертикальном положении. Некоторые физические упражнения ребенок уже может выполнять по «команде» взрослого. Таким образом, занятия гимнастикой способствуют одновременно и развитию речи. Занимаясь с ребенком, шире используйте простейшие предметы (кольца, палочки), яркие и звучащие игрушки, которые вызывают у него положительный эмоциональный тонус, активное поведение во время занятий, побуждают его к ответной речевой реакции. Если ребенок беспокоен, плачет, занятие надо прекратить.

Массаж и гимнастику с детьми первого года жизни проводят в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не выше 20—22 °С) перед кормлением ребенка. Длительность каждого занятия не должна превышать 5—6 мин для детей до 3 мес и 8—10 мин для детей от 3 до 12 мес.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:01